Home Материалы Раннехристианская музыка

Кто на сайте

Сейчас 9 гостей онлайн

Архив

Пользователи : 570
Статьи : 17
Ссылки : 23
Просмотры материалов : 239871

mp3 flash player by undesign website design brisbane.



Designed by:
SiteGround web hosting Joomla Templates

Раннехристианская музыка PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
13.07.2009 12:31

Посвятим несколько абзацев истокам раннехристианской музыки вообще.

Мелодия следовала за текстом. Первостепенное значение имело слово. Чтение текстов нараспев (псалмодирование)было основным элементом.

  «Пусть Христов раб так поёт, чтобы не голос его нравился, а нравились бы слова»- учил блаженный Иероним.  Святитель Василий Великий говорил: «Псалом – есть Божественная и музыкальная гармония; он содержит в себе слова, не слух увеселяющие, но низлагающие  и укрощающие лукавых духов, которые смущают души, подверженные их нападкам».   Но церкви были окружены поселениями  и искусство жонглёров, трубадуров, шпильманов постепенно начало проникать с церковную среду. Появление новых музыкальных инструментов также способствовало этому.     Итак, в 8-10 вв. в церковную музыку постепенно начинают проникать светские мелодические обороты, появляется музыкальный инструмент- орган, который распространяется повсеместно на западе. Возникает  понятие полифонии – церковного многоголосия. Профессор Т.Н.Ливанова говорит- «Торжествует собственно музыкальное начало… Унисонная музыка грегорианского хорала сменяется пышным трёх- и четырёх-голосием». Грядёт эпоха Возрождения       

Церковь периодически пыталась воспротивиться новомодным течениям не только в музыке, но и в искусстве вообще, но научный и культурный прогресс постепенно брал своё.

На Востоке, в Византии и в последствии на Руси можно проследить ту же тенденцию, но исследователи отмечают  стремление на Руси  к избавлению  от западной и византийской витиеватости, стремление к выделению  смысла текста. Мысль о значимости текста встречаем у инока Евфросина: «Внимайте усердно, что говорит Дух Святой. Он повелевает петь не просто так, но разумно, то есть не шумом и не украшением голоса, но так, чтобы о том, что поётся, знал поющий и слушающий мог понять смысл того, что поётся и не петь только украшая голос, не заботясь о слове… Мы должны с трезвостью петь и направлять наш ум к смыслу святых слов, дабы не только уста, но наше сердце пело вместе с устами».

 Но постепенно многоголосие закрепилось и на Руси. Много нововведений – украшательств было занесено в церковную музыку извне. Для её украшения даже переделывали церковные тексты. Возникает многогласие как реакция на непомерное удлинение службы вследствие вокальных украшательств. 3, 4, 6 голосов одновременно пели разные ектинии, псалмы, тропари… В результате эдакой анархии  в середине 17 века Собор 1651 года постановил совершать службу единогласно. Ощущение ясности лада, простоты, связи слова и музыки вновь во главе угла.

Профессиональная музыка зародилась и культивировалась в церковной среде.     С 11 по 16 века приходили и уходили разные способы написания музыки, но  бесстрочная  невменная нотация, записываемая с помощью знаков знамён, неизменно развивалась на протяжении всего времени существования древнерусской музыки       . В. Соколов на страницах  Журнала Московской Патриархии делает любопытное наблюдение: «…даже система нотной записи на Руси складывалась как система записи вокальной музыки, то есть и в записи музыкальное начало было подчинено слову. В западной системе фиксируются отдельные, сами по себе ничего не значащие элементы – звуки. В восточной системе записываются музыкальные мысли, молитвенная интонация, образуемая содержанием молитвенного текста. Крюковое, знаменное нотное письмо более соответствует духу русской музыкальной культуры, как культуры по преимуществу вокальной. Музыкальный ритм всякий раз подчинялся метрическому движению текста.»

С 17 века влияние западной музыкальной традиции усиливается. В Россию с запада едут педагоги, исполнители, которые сочиняли и для церкви. Вновь смысл молитвы терялся за трелями, украшениями. Протоиерей Дм. Разумовский пишет: «Ни одно духовно – музыкальное сочинение иностранных капельмейстеров не признавалось в своё время, не признаётся и ныне произведением истинно художественным и назидательным в церковном смысле, потому что в каждом музыкальном произведении музыка преобладала над текстом, часто не выражая мысли его».

Итак, на Руси всегда было стремление к значимости текста. «Поэтический язык музыки» как говорил известный русский критик  Серов. В этом основное отличие от запада, где мелодия, ритм, гармония заменяют содержание слова.

В связи с поиском наиболее приемлемой системы записи музыки,  на Руси складывается особый, отличный от Византии язык знаменной нотации внутренне изменяется система осьмогласия, адаптируясь к русским условиям и музыкальным традициям.

В 17 веке постепенно встала необходимость обозначения высоты звука. Была разработана система ладов – согласий , в знаменную нотацию введены киноварные пометы     , буквы алфавита, которые обозначали высоту звука. Пока не было понятий мажора и минора, были «согласия», состоящие из трёх  последовательных звуков. В конце 17 века появляется двоезнаменная нотация, где напевы наряду со знамёнами были записаны с помощью  пятилинейной нотации        западной системы. Именно благодаря этим сборникам нам сейчас доступны для понимания песнопения древней Руси.

Обновлено 29.10.2009 12:49