О древних китайских колокольчиках Печать
Автор: Administrator   
13.07.2009 13:01
 

                                                          Древние китайские колокольчики 

Пожалуй, древнейшие упоминания о колоколах находим в Китае. Литьё из бронзы начало развиваться  с 23-20 веков до н.э. Исследования состава, формы, строя колоколов даёт  информацию о материальной и , как следствие, о духовной культуре.   Музыка Китая была подчинена определённым законам, которые составлялись астрологами.
  Музыкальные произведения носили глубокую философскую нагрузку - организация звука в пространстве олицетворяла структуру мира и взаимодействие сил, действующих в нём. Вообще, всё существование людей, бытование культуры, производства, носили космологический характер и строго подчинялись календарю.
Многообразие форм колоколов и методов извлечения звуков является одной из отличительных особенностей. Колокола языкочковые (именуемые в китайской терминологии лин или до) соседствовали с безязычковыми, издающими звук при помощи молоточка или подвешенного бревна. Использование древнейших колокольчиков как жертвенных предметов. В раскопках захоронений  вместе с колоколами находят  жертвенные сосуды. Совпадение количества колоколов и бронзовых сосудов наталкивает на  гипотезу о том, что и сосуды использовались в качестве музыкального инструмента. К тому же, китайский иероглиф ци имеет двойное значение: инструмент и сосуд. Музыкальные инструменты- бронзовые, глиняные, деревянные сосуды известны и в Индии (бхандья вадья) .
В начале 1970-х годов в селении Сяотунь было найдено свыше 200 колкольчиков, датируемых 11 в. до н.э. Интересно, что колокольчики этой эпохи зачастую скомплектованы по три и по пять. Следующий тип – это конские колокольчики , которые находят в  погребениях среди деталей конской упряжи (5-3-вв. до н.э.). Тип колоколов, похожий на рюмку на ножке без язычка был найден в одной из гробниц Сяотуня. Они  также сформированы по 3-5 штук. В эпоху династии Чжоу  (14-10 вв.до н.э.)колокола были одними из главных инструментов в различных ритуалах и церемониях. Корпус колоколов на ножке (нао), украшался орнаментом в виде спиралей – узора грома. Есть  и большие колокола этого типа (данао)-большой нао, один из экземпляров (70кг.) храниться в музее провинции Хунань. В эпоху Чжоу существовало две разновидности оркестровых колоколов, крепившихся на перекладинах – бо и чжун. «Бо» висели срого вертикально, стенки сужались книзу и загибались у краёв, крепились на скобу или крюк в раме. Высота «бо» около80 см., диаметр – 50, толщина везде одинакова. Чжун в 2-3 раза меньше, имел эллиптическую форму отверстия (рыбья пасть), подвешивался за ушко сбоку и висел наклонно. Постепенно различия между «бо» и «чжун» стираются, возникает название «бочжун». Например при дворе династии Цинь (конец 3 в. До н.э.) было 12 бочжунов, издающих 12 тонов строя люй-люй (календарно зависимый сдвиг тона), они выступали в роли камертона для других инструментов. Существовал и своеобразный карильон, независимый от строя люй-люй – «бяньчжун». Количество колоколов на раме достигало 64 штук.
К 3 в. до н.э. относится период разделения музыки обрядов от придворной и развлекательной. Первая- «яюэ» принадлежала  к жертвоприношениям и храмовым обрядам, обьединяя в себе музыку и пластику, вторая – «яньюэ» остаётся за пределами храмов. Оркестровые колокола принадлежат отныне к музыке «яюэ».
В северном Вьетнаме найдены предметы (небольшие сферические и конические сосуды с косой асимметричной ножкой, на которую сосуд поставить нельзя, с отверстиев на дне), назначение которых неизвестно, предположительно музыкальные инструменты. Дата-начало 2 тыс. до н.э.
Подытоживая  наш короткий экскурс в древний Китай, скажем, что это очень интересная и малоизученная тема. Пишите , делитесь с нами своими мыслями.
 
В данной статье использованы материалы доклада о колоколах Восточной Азии М.В.Есиповой
Обновлено 25.07.2009 20:22